Какая гармония бывает: Какой бывает ГАРМОНИЯ — Карта слов и выражений русского языка – Синонимы и антонимы «гармония» — анализ и ассоциации к слову гармония. Морфологический разбор и склонение слов

Содержание

«Гармония» морфологический разбор слова — ассоциации, падежи и склонение слов

Прилагательные к слову гармония

Какой бывает гармония? Предлагаем подбор прилагательных на основе литературных произведений и статей.

Глаголы к слову гармония

Что может гармония? Что можно сделать с гармонией? Подбор подходящих глаголов на основе русского языка.

Ассоциации к слову гармония

Подбор ассоциативного ряда. Слова, которые в той или иной степени ассоциируются с искомым.

Какого рода гармония (морфологический разбор)

Разбор слова по части речи, роду, числу, одушевленности и падежу.

Часть речи:

существительное

Число:

единственное

Одушевленность:

неодушевленное

Падеж:

именительный

Склонение существительного гармония (какой падеж)

Склонение слова по падежу в единственном и множественном числах.

Падеж Вопрос Ед.число Мн. число
Именительный (кто, что?) гармония гармонии
Родительный (кого, чего?) гармонии гармоний
Дательный (кому, чему?) гармонии гармониям
Винительный (кого, что?) гармонию гармонии
Творительный (кем, чем?) гармонией гармониями
Предложный (о ком, о чём?) гармонии гармониях

Сфера употребления

Физика Идиоматическое выражение Техника Экономика Спорт

Предложения со словом гармония

Наш робот составил несколько предложений в автоматическом режиме. Оцените его работу, тем самым Вы поможете ему стать более совершенным.

1. Гармония достаточно восстановилась в либеральной ассоциации

плохо 0

хорошо 0

2. Гармония глупо открылась в остальную черноту

плохо 0

хорошо 0

3. Гармония жалостливо пустилась в истинный путь

плохо 0

хорошо 0

4. Гармония вольно катилась на беленьком борисе

плохо 0

хорошо 0

Напишите свои варианты ассоциаций

Гармония — Википедия

Гармо́ния (др.-греч. ἁρμονία, лат. harmonia, а также лат. coaptatio, convenientia и др. переводы

[1]) в философии — согласование разнородных и даже противоположных (конфликтных) элементов, в эстетике — слаженность целого, рождающаяся от сочетания противоположных по качеству сущностей (например, в музыке — консонанса и диссонанса).

В философии гармония — категория, отражающая закономерный характер развития действительности, внутреннюю и внешнюю согласованность, цельность и соразмерность содержания и формы. В эстетике гармония — одна из форм прекрасного, понятие, означающее упорядоченность многообразия, целостность, обладающая согласованностью частей и уравновешенностью их напряженности.

Слово «гармония» встречается в гомеровских «Илиаде» и «Одиссее».

Философская трактовка гармонии (без самого слова «гармония») у греков впервые отмечается у Гераклита (первая половина V в. до н. э.):

Слоги: звонкие и незвонкие [буквы], согласное разногласное, созвучное несозвучное, из всех — одно, из одного — всё.

Гераклит. О природе[2]

Автор трактата «О мире», известный как Псевдо-Аристотель (I в. до н.э.), опираясь на Гераклита, находил согласие противоположностей во всех природных сущностях, в деятельности (занятиях, «искусстве») человека и в самой Вселенной:

… природа влекома к противоположностям, и из них, а не из подобного, образует согласное (др.-греч. τὸ σύμφωνον). Так, она свела мужчину с женщиной, а не с однополым существом (равно как и женщину) и сочетала первое согласие из противоположных, а не подобных друг другу существ. Похоже, что и искусство (др.-греч. τέχνη), подражая природе, делает то же самое. Живопись, смешивая белые и черные, желтые и красные краски, создает изображения, соответствующие оригиналам. Музыка, смешав одновременно высокие и низкие, длительные и краткие звуки в различных голосах, создает единую гармонию (др.-греч. ἁρμονίαν). Грамматика, смешав гласные и согласные буквы, составила из них всё [словесное] искусство. <…> Так и всё мироздание, то есть небо и землю, и весь космос в целом упорядочила единая гармония через смешение противоположнейших начал.

[Аристотель]. О мире, 395b[3]

Такое понимание гармонии у греков получило всеобщее распространение — особенно у пифагорейцев (и неопифагорейцев). Например, в трактате «Арифметика» Никомаха из Герасы (II в. н. э.):

Гармония всегда рождается из противоположностей, ведь гармония — это единение многосмешанных [сущностей] и согласие разногласных (др.-греч. Ἁρμονία δὲ πάντως ἐξ ἐναντίων γίνεται· ἔστι γὰρ ἁρμονία πολυμιγέων ἕνωσις καὶ δίχα φρονεόντων συμφρόνησις).

Nic. Arithm. II, 19

В латинской науке то же определение впервые регистрируется в «Арифметике» Боэция (ок. 500 г.):

Всё, что состоит из противоположностей, связано некой гармонией и сложено с её помощью, ведь гармония — это единение многого и согласие разногласного (лат. Est enim armonia

plurimorum adunatio et dissentientium consensio).

Boeth. Arithm. II, 32

В классической художественной литературе гармония (без самого этого слова) описывалась как concordia discors (буквально «разногласное согласие») у Горация (в «Посланиях», 23—20 до н. э.) и Лукана («Гражданская война», 48—65 н. э.):

Cum tu inter scabiem tantam et contagia lucri

Nil parvum sapias et adhuc sublimia cures:
Quae mare conpescant causae, quid temperet annum,
Stellae sponte sua iussaene vagentur et errent,
Quid premat obscurum lunae, quid proferat orbem,
Quid velit et possit rerum concordia discors,
Empedocles an Stertinium deliret acumen.

Horat. Epist. I,12

Temporis angusti mansit concordia discors

Paxque fuit non sponte ducum <…>

Lucan. Bell. civ. I, vers.98-99

С античности гармония (без самого слова) описывалась не только как concordia discors (разногласное согласие), но и в инверсии, как discordia concors (согласное разногласие), например в «Астрономии» Марка Манилия (I в. н. э.). Четыре элемента мироздания.

…faciuntque deum per quattuor artus
Et mundi struxere globum prohibentque requiri

Ultra se quicquam, cum per se cuncta crearint:
Frigida nec calidis desint aut umida siccis,
Spiritus aut solidis, sitque haec discordia concors
Quae nexus habilis et opus generabile fingit
Atque omnis partus elementa capacia reddit:
Semper erit pugna ingeniis, dubiumque manebit
Quod latet et tantum supra est hominemque deumque.

Manilius. Astronomica, I.137-146

Символическое изображение гармонии (discordia consors) в «Гармонических письмах» А.Банкьери (1628)

В эпоху Средних веков, Ренессанса и барокко гармонию продолжали описывать и тем и другим клише — и как concordia discors, и как discordia concors[4]. Например, на фронтисписе трактата Ф.Гафури «Труд о гармонии музыкальных инструментов» (1518) автор изображён на кафедре, вещающий ученикам «древнюю истину» о гармонии, во второй (инвертированной) формулировке:

Harmonia est discordia concors (цифровое факсимиле фронтисписа см. в статье Гафури). Такая же формулировка в эпистолярии А. Банкьери «Гармонические письма» (1628, p. 131) сопровождается гравюрой, призванной символически иллюстрировать приложение этого эстетического принципа к музыке (см. цифровое факсимиле).

В преобразованной форме идея гармонии продолжила существование в новой философии у Шефтсбери, Кеплера, Джордано Бруно, Лейбница и в немецком идеализме. Педагогическим идеалом Гёте, как он выражает его в «Вильгельме Мейстере», было «воспитание гармонически свободного человечества», развитие всех ценных человеческих способностей в прекрасное равновесие. Природа была для Гёте большим организмом, в котором господствует гармония силы и границ, произвола и закона, свободы и меры, подвижного порядка, достоинств и недостатков («Метаморфоза животных», 1819).

Основная статья — Гармония (музыка).

Музыкальная гармония со времён античности непосредственно выводилась из общего (философско-эстетического) представления гармонии — у греков см., например, третью книгу «Гармоники» Птолемея (особенно гл.3), у латинян, например, — первую книгу фундаментального труда «Основы музыки» Боэция. Термином «гармония» (др.-греч. ἁρμονία) в платоновско-пифагорейской традиции также обозначались виды октавы как интервала, объемлющего все звуковысотные различия (отсюда оригинальное название октавы — др.-греч. διὰ πασῶν, «через все»).

В Средние века, в знаменитом трактате Псевдо-Хукбальда «Musica enchiriadis» (IX в.) «согласное различие» (diversitas concors) подаётся как фундаментальное основание музыкальной

целостности тетрахорда, звуки которого объемлют всё разнообразие монодических ладов (точнее, их финалисов). Действие фундаментального принципа в том же источнике распространяется и на многоголосие «диафонии» (органума), которое определяется как «согласно-разнозвучная слаженность» (concentus concorditer dissonus)[5]. Определение музыкальной гармонии как «слаженного объединения разных голосов»[6] (с вариантами) — ещё одно клише во многих средневековых музыкальных трактатах[7]. Другое популярное определение музыкальной гармонии дал в VII в. Исидор Севильский: «Гармония — это соразмерное движение голоса, согласование, или слаженность, различных звуков [мелодии]»[8]. Характерно, что в этих определениях гармонии «разные/различные» не означает одновременности взятия разновысотных звуков, т.е. определение музыкальной гармонии никак не связано с фактурой (с тем, сколько голосов звучит в одновременности).

Традиции экстраполяции гармонии «онтологической» на гармонию музыкальную в Европе долго держались и в последующие времена — на всём протяжении эпохи Ренессанса и (особенно) в эпоху барокко; например, в «Синопсисе новой музыки» — Иоганн Липпий, в «Универсальной музургии» — Афанасий Кирхер, в «Универсальной гармонии» — Марен Мерсенн и многие другие музыканты, философы, богословы и писатели иного рода.

  1. ↑ Haec enim congruentia (sive convenientia vel concinentia vel consonantia commodius dicitur quod est unum ad duo), in omni compaginatione vel si melius dicitur coaptatione creaturae valet plurimum. Hanc enim coaptationem, sicut mihi nunc occurrit, dicere volui quam graeci ἁρμονίαν vocant. Августин. Trin. 4.2.4.
  2. ↑ Цит. по: Лебедев А.В. Логос Гераклита. СПб.: Наука, 2014, с.191.
  3. ↑ Перевод А.В.Лебедева. Цит. по: Лебедев А.В. Логос Гераклита. СПб.: Наука, 2014, с.191.
  4. ↑ Как, например, в труде «De ortu scientiarum» (2-я пол. XIII в.) Роберта Килвардби: «Harmonia autem nihil aliud est quam rerum diversarum concors ad invicem coaptatio sive modificatio».
  5. ↑ Mus. ench., XIII «De proprietate symphoniarum».
  6. ↑ Оригинал: Armonia est diversarum vocum apta coadunatio.
  7. ↑ См. напр., «Musica enchiriadis» Хукбальда (IX в.), Enchiridion Uchubaldi (X в.), Маркетто Падуанский Lucidarium (нач. XIV в.), Николай Капуанский (1415), Франкино Гафури («Extractus parvus musicae», ок.1474), Иоанн Чикония, Николай Бурци, Бьяджо Россетти, Стефан Ваннео и др.
  8. ↑ Harmonia est modulatio vocis, et concordantia plurimorum sonorum, vel coaptatio. См., например, у Аврелиана из Реоме (IX в.), Иеронима Моравского (XIII в.), Уолтера Одингтона («De speculatione musicae», начало XIV в.) и мн. др.
  • Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. Москва, 1973.
  • Махов А.Е. Musica literaria: Идея словесной музыки в европейской поэтике. М.: Intrada, 2005.
  • Flotzinger R. Harmonie: um einen kulturellen Grundbegriff. Wien, 2016. ISBN 978-3-205-78556-9.

гармония — ассоциации к слову

Чаще всего используются ассоциации: спокойствие, гармонь, музыка, гармоничный, природа. Слово «гармония» является ассоциацией к филармония, гамма, пропорция, безмолвие, терпение.

Ассоциации к слову «гармония»:

  1. спокойствие
  2. гармонь
  3. музыка
  4. гармоничный
  5. природа
  6. душа
  7. гармонировать
  8. любовь
  9. мир
  10. лад
  11. радость
  12. счастье
  13. человек
  14. равновесие
  15. сочетание
  16. семья
  17. красота
  18. гармонично
  19. покой
  20. хорошо
  21. уют
  22. гармоничность
  23. согласие
  24. чувство
  25. отношения
  26. умиротворение
  27. взаимопонимание
  28. тишина
  29. гармошка
  30. жизнь
  31. идиллия
  32. мелодия
  33. души
  34. люди
  1. порядок
  2. идеал
  3. баланс
  4. понимание
  5. созвучие
  6. тела
  7. единство
  8. вместе
  9. слаженность
  10. состояние
  11. гармоника
  12. пара
  13. симметрия
  14. унисон
  15. цветы
  16. благополучие
  17. звучание
  18. идеально
  19. ноты
  20. спокойно
  21. симфония
  22. соответствие
  23. звук
  24. зло
  25. отдых
  26. стиль
  27. уравновешенность
  28. Инь
  29. совершенство
  30. муза
  31. йога
  32. настроение
  33. гармонист
  34. инструмент
  1. искусство
  2. комфорт
  3. медитация
  4. нирвана
  5. союз
  6. успокоение
  7. цвет
  8. цвета
  9. гормон
  10. аккорд
  11. целостность
  12. стабильность
  13. цветок
  14. Китай
  15. вдохновение
  16. весы
  17. вкуса
  18. вода
  19. гармонический
  20. деревня
  21. добро
  22. доброта
  23. духа
  24. духовность
  25. единение
  26. здоровье
  27. игра
  28. конгруэнтность
  29. консонанс
  30. космос
  31. лирика
  32. лёгкость

Слово «гармония» ассоциируется со словами:

  1. филармония
  2. гамма
  3. пропорция
  4. безмолвие
  1. терпение
  2. середина
  3. танец
  4. буддизм
  1. взаимодействие
  2. беседа
  3. сон

Что такое гармония в музыке? Определение, понятие и особенности :: SYL.ru

Одним из самых значимых средств музыкальной выразительности в музыке является гармония. Она подчеркивает выразительность мелодии, «договаривает», дополняет мысли, заложенные в ней. Вместе с тем, гармония в музыке — это одна из самых сложных наук, поэтому ее основательно изучают в музыкальных средних специальных и высших учебных заведениях. Некоторые основы гармонии входят в курс сольфеджио детских музыкальных школ и детских школ искусств. Что такое гармония в музыке? Определение — это то, с чем мы постараемся разобраться сначала.

Определение

Гармония — многоплановый термин. Понятие гармонии в музыке включает в себя различные грани: это и термин, означающий «благозвучие», и наука об аккордах и созвучиях, и учебная дисциплина. Рассмотрим определения, которые даются в учебных пособиях более подробно.

Гармония — неотъемлемая часть художественного мышления

Гармония — приятная для слуха слаженность звуков в музыкальном произведении; то же, что «благозвучие»

Гармония — слово греческого происхождения, которое означает стройность, соразмерность, пропорциональность, созвучность.

Гармония также может являться обозначение гармонического стиля композитора.

Гармония — одно или группа созвучий

Гармония — учение о последовательности созвучий

Гармония в узком значении — это системные принципы организации звуковысотных соотношений

Гармония в широком значении — любая звуковысотная интонационная сопряженность, охватывающая пространственно-временной континуум по вертикали, горизонтали, диагонали, имеющая структурообразующее значение и способная выступать в качестве элемента (или одного из уровней) звуковысотной системы.

Гармония — объединение звуков в созвучия и их связное последование

Гармония — научная и учебно-практическая дисциплина, охватывающая одну из важнейших сторон техники композиции, изучающая созвучия и системы связей между ними

Действительно, определения гармонии разнообразны. Но все они говорят о важности этой неотъемлемой части музыки. О важности ее для композиторов. Ведь чтобы писать красивую музыку, нужно уметь грамотно выстраивать музыкальную мысль. Хаос звуков вряд ли будет считаться шедевром (хотя в современном искусстве возможно все…). Исполнителю также необходимо понимать гармонию, ведь она — одно из средств, с помощью которых создается музыкальный образ.

В современном значении термин «гармония» начал употребляться примерно с начала XIX века, до этого использовалось понятие генерал-бас.

Особенности гармонии

Как видно из определений, гармония — наука непростая. Главное, что изучается в гармонии — аккорд. Как и гармония в музыке, аккорд имеет несколько значений, различные авторы учебников трактуют его по-разному.

Аккорд — созвучие из трех или более звуков, расположенных по терциям

Данное определение аккорда является наиболее распространенным. Главным образом оно относится к классической гармонии, где наиболее распространены аккорды терцового строения. Существуют также аккорды квартового, секундового и смешанного строения.

Аккорд — созвучие из трех или более звуков, расположенных по определенному принципу.

Каждый аккорд обладает рядом характеристик: строение, его функция в ладу. В курсе обучения классической гармонии много места отводится изучению функций аккордов, последовательности их применения, особенностям разрешения аккордов той или иной функции, правильности голосоведения при соединении аккордов (переходе одного аккорда в другой).

Виды гармонии в музыке

Разновидности гармонии в основном связаны с историческими периодами и музыкальными стилями, в которых гармония видоизменялась.

Появление гармонии связано с многоголосной музыкой. К XI веку в григорианском хорале появилось деление на голоса, и запоминать все хоралы наизусть стало практически невозможно. С этим фактом связано и появление нотной грамоты, и развитие всех музыкально-теоретических дисциплин. В XVI веке появились серьезные труды по гармонии, автором одного из которых стал Царлино.

В итоге, можно выделить 4 основных вида гармонии:

  • В эпоху венского классицизма сформировались основные правила классической гармонии. На этих правилах так или иначе базируются все остальные виды.
  • Романтическая гармония свойственна для XIX века и связана с эпохой романтизма.
  • Джазовая гармония появилась в XX веке вместе с соответствующим музыкальным направлением.
  • Современная гармония также сформировалась в XX веке.

Классическая гармония

Классическая гармония с ее правилами, законами окончательно сформировалась в творчестве венских классиков: Йозефа Гайдна, Кристофа Клюка, Вольфганга Моцарта, Людвига ван Бетховена.

Венские классики

В классической гармонии существуют 3 основных функции: тоника — Т, субдоминанта — S, доминанта — D. Главный функциональный оборот — Т-S-D-Т. Именно в таком порядке по своему разрешению следуют функции. И, например, если варианты сочетаний T-S-T, T-D-T, S-D возможны, то переход D в S в классической гармонии не допускается. Не допускаются, например, соединения аккордов с образованием параллельных квинт или октав. Важным показателем является устойчивость аккордов, ясность тональности и функций. Преобладают консонирующие аккорды — мажорные и минорные трезвучия. Ведущая роль — у мелодии, гармония в основном поддерживает ее.

Довольно яркий пример — сонатина Соль мажор Диабелли.

Сонатина Диабелли

Если посмотреть на первые 4 такта, то можно увидеть следующую последовательность аккордов T53-II6-D7-T53. Вторая ступень принадлежит к субдоминантовой функции, поэтому классическая последовательность функций полностью сохраняется.

Сонатина Диабелли

В целом, главным показателем классической гармонии является строгое соблюдение правил.

Романтическая гармония

Романтическая гармония, которая постепенно сменяет классическую, гораздо более сложная. Впервые она проявилась в творчестве таких композиторов, как Франц Шуберт, Роберт Шуман, Фредерик Шопен, Гектор Берлиоз, Ференц Лист и Рихард Вагнер.

С одной стороны, в гармонии композиторов-романтиков допускается куда большая свобода в голосоведении, возможны отклонения от строгих правил классической гармонии. С другой — сами созвучия, аккорды становятся более сложными. Возрастает роль диссонирующих аккордов: увеличенных и уменьшенных трезвучий, септаккордов, нонаккордов. Применяются альтерированные аккорды (то есть аккорды с повышенными или пониженными звуками). Возрастает количество неаккордовых звуков. Приобретают большое значение диссонансы, теряется общая тональная устойчивость. Приобретает значение такой термин, как «расширенная тональность», в которой гораздо больше функций. По определению Холопова появляются различные техники гармонии. Гармонический язык становится очень индивидуальным, до появления «именных аккордов», применение аккордов в качестве лейтгармонии. Например, для творчества Ф. Шопена характерна доминанта с секстой, для Ф. Шуберта — VI минорная.

Рихард Вагнер

В опере Р. Вагнера «Тристан и Изольда» появляется так называемый «Тристанаккорд», с которого начинается произведение, он характеризует весь гармонический стиль композитора.

Увертюра к опере Тристан и Изольда

Увертюра к опере «Тристан и Изольда» особенно показательна с точки зрения особенностей романтической гармонии: неустойчивость, диссонансы (цветом выделены тритоны, иногда в такте встречается даже 3 тритона), обилие неаккордовых звуков (обозначены крестиками над нотами), альтерации, диссонирующие трезвучия — все это встречается даже в небольшом фрагменте, приведенном выше, музыка же просто завораживает!

Увертюра к опере Тристан и Изольда

Таковы основные особенности романтической гармонии. Если же говорить о соотношении в музыке: мелодия/гармония, то здесь большее внимание уделяется красочности гармонии, именно она начинает играть более значительную роль.

Джазовая гармония

Гармония Джаза

Главной гармонией в джазе становится септаккорд, роль диссонанса очень велика. Голосоведение в этом типе гармонии еще более свободное. Наверное, джазовая гармония — один из самых демократичных типов.

Одним из важных достижений джазовой гармонии является джазовая система обозначений аккордов. Она в некоторой степени гораздо проще для быстрого освоения, ей нередко пользуются люди, не имеющие музыкального образования.

Вместо привычных функций — T-S-D-T — используются основные тоны аккордов, например, в До-мажоре последовательность, состоящая из главных трезвучий, будет выглядеть так: C-F-G-C. Буквенные обозначения в целом соответствуют классическим:

  • C — до;
  • D — ре;
  • E — ми;
  • F — фа;
  • G — соль;
  • A — ля.

Лишь нота си встречается в двух вариантах, и В — не всегда обозначает си-бемоль, как в классической гармонии.

Особенностью является и то, что вместо маленьких букв, применяемых в классической гармонии, для обозначения минорных трезвучий в джазовой системе просто добавляется буква m. Необычно и обозначение секстаккордов, цифра 6 возле буквы, обозначающей трезвучие означает, что к трезвучию прибавлена секста. То есть C6 — это не ми-соль-до, а до-ми-соль-ля. Чтобы обозначить секстаккорд через черточку прописывается бас, например, C/E — до мажор с басом ми.

  • M, maj, maj7, Δ — большая септима (относится только к септиме в аккорде)
  • m, mi, min — минорный (относится всегда только к терции в аккорде)
  • °, dim, verm — уменьшенный (уменьшенный септаккорд)
  • Ø — малый уменьшенный (полууменьшенный септаккорд)
  • aug — увеличенный
  • 7, х — малый мажорный (доминантовый)
  • add — добавленная ступень
  • sus — задержание (замена ступени, как правило терции например: Csus4 — получается вместо терции в до-мажоре будет кварта или Csus2 — большая секунда)
  • omit — пропуск ступени
  • — , ♭- понижение ступени аккорда
  • +, ♯ — повышение ступени аккорда (всегда относится только к квинте или ноне)

Количество септаккордов можно увидеть в произведении Е.Медведского — «Гамма-джаз».

Гамма-джаз

В этом произведении почти не встречаются трезвучия, особенно удивительно, что диссонансы лишь усиливают жизнерадостность этой музыки.

Гамма-джаз

Современная гармония

Современная гармония — область, гораздо менее изученная в силу своей сложности и невероятной свободы и индивидуальности. Сюда входит и додекафония, и искусственные лады, и многое другое. В современной музыке редко встречается тональная устойчивость.

Лунный Пьеро

Уловить это можно, послушав вокальный цикл Арнольда Шенберга — «Лунный пьеро».

Лунный Пьеро

Учебные пособия по гармонии

Основным учебником, который изучают почти все музыканты в среднеспециальных учебных заведениях, является бригадный учебник гармонии. Его составили 4 автора: И. Дубовский, С. Евсеев, И. Способин и В. Соколов. В данном учебнике подробно, с примерами, последовательно изложены все необходимые правила в порядке возрастания сложности и значимости функций аккорда. Сперва проходятся главные трезвучия лада (а также наиболее используемые септаккорды), затем добавляются побочные трезвучия. Затем начинаются более масштабные темы.

Альтернативой является учебник А. Мясоедова. Логика изложения в данном учебнике иная. Если изучаются трезвучия, то сразу и все (главные и побочные). Аналогично — септаккорды. В целом логика интересная, правда, следует очень внимательно относиться к тексту — иногда встречаются неточности.

Существуют также труды Е. Абызовой, Т. Мюллера.

Учебники гармонии

Грандиозный, основательный труд по гармонии создан В. Берковым. Многие темы освещены в учебнике гораздо более подробно, чем в двух предыдущих. Но, все же, лучше сначала изучить бригадный учебник, а затем приступать к более сложным пособиям.

Для самых отважных, смелых людей, изучающих гармонию, существуют труды Ю. Холопова. Без базовых знаний гармонии эту книгу лучше не открывать. Как не стоит открывать ее, если вы боитесь множества страшных слов. Существуют 2 учебника этого автора: теоретический курс, где теория Юрия Николаевича изложена тематическими блоками, и практический, где можно на практических заданиях познакомиться с гармонией различных эпох.

Довольно сложным для восприятия и, в то же время, очень интересным является учебник Л. Дьячковой. Чтобы полностью понимать, о чем идет речь, придется основательно изучить учебник Ю. Холопова. Наиболее любопытными являются 2 книги: Гармония в западноевропейской музыке IX — начало XX века и Гармония XX века.

Гармония — одна из самых удивительных областей музыкального искусства, которую интересно изучать несмотря на всю ее сложность.

Выразительные средства музыки: Что такое гармония в музыке

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ

Гармония: Что такое гармония в музыке

Есть ли что-нибудь более прекрасное, чем сила гармонии?  
Хотелось бы видеть здесь проявление некоей божественной любви,  
Узнать ее происхождение и установить связь с другими силами, которыми держится Вселенная…  
Птолемей

«Гармония» — одно из самых главных понятий музыкального искусства. Что же оно означает? Очевидно, слово «гармония» возникло далеко за пределами музыки: ведь люди издавна называли гармонией красоту и соразмерность, где бы она себя ни проявляла — в архитектурном ли сооружении, состоянии души или человеческой фигуре. Древние греки словом «гармония» определяли даже периоды мирной жизни, свободные от войн и потрясений. И это же слово — такое богатое смыслами, такое многозначное – из множества других было избрано для выражения глубинного смысла музыки, того главнейшего, что отличает ее от других видов искусства.

Однако в человеке — творце языка — всегда присутствовало стремление опоэтизировать мир вещей, особенно вещей прекрасных и возвышенных. В некоторых понятиях заключена целая сказка, огромный мир образов, связующих между собой самые разные явления: стройность, порядок, небосвод, космос …

Поэтому не случайно слово «гармония» (греческое слово harmonia переводится как созвучие, стройность, соразмерность), включающее в себя все эти значения, в музыке относится к выражению ее коренного и основного свойства — благозвучия. Благозвучие как порядок в царстве звуков, стройность в распределении интервалов, аккордов, ладов и их последований — это и есть музыкальная гармония: не универсальная «гармония мира», а гармония как искусство музыкальной красоты.

Подобно всякому искусству, музыка имеет свой собственный «материал»: то, из чего состоит и на чем строится ее звучание. Как цвет в живописи, слово в литературе, мрамор в скульптуре — так звук в музыке есть ее ядро, «первоэлемент», из которого рождается музыкальное про изведение.

Однако наличие первоэлементов еще не есть красота, точно так же как не является красотой любой произвольный порядок звуков. Музыка начинается лишь тогда, когда ее звуки организуются по законам гармонии – естественным природным законам, которым неизбежно подчиняется музыкальное произведение. Эти законы обязательны не только для музыки: ведь и в других искусствах художник непременно учитывает природные свойства каждого материала. «Лишь то ваятель создавать способен, что мрамор сам в себе уже таил» — эти слова великого скульптора Микеланджело в равной степени относятся и к музыке, сила воздействия которой в немалой степени зависит от ее подчинения законам природы и особенностям человеческого восприятия.

Когда мы говорили о мелодии, мы неоднократно сравнивали ее с интонациями человеческого голоса. Красота голоса, выразительность голоса — эти свойства, воспринятые и многократно усиленные мелодией, во многом составляют секрет ее очарования. Но ведь мелодия — часть гармонии! В том, как она рождается и из чего состоит, можно увидеть не только воздействие речи или пения, но подчинение ее тем же законам благозвучия, которые идут из глубин самой музыки, проистекают из свойств звуков и только благодаря этому воздействуют на человеческую душу.

Мелодия — это только один из множества элементов музыкального языка, только один музыкальный голос. Часто этот голос бывает самым слышным, самым заметным. Но иногда он открывает дорогу другим средствам музыкальной выразительности.

Вот перед вами фрагмент мелодии. В ней как бы «повис» один мотив, который почти не развивается. (Звучит фрагмент из Прелюдии  No.4 in e-moll, Op.28 Шопена, мелодия).

Мотив красивый. Но для полноценной мелодии этого мало. Здесь почти нет музыкальных событий. А между тем это одно из гениальнейших произведений Фридерика Шопена, его Прелюдия ми минор. И событий здесь очень много. Но не в мелодии.

Вот как звучит мелодия вместе с аккомпанементом.

Вслушайтесь в аккорды в левой руке. Какие тончайшие оттенки настроения переданы в постоянных сменах гармонии. И послушайте, как на фоне этой гармонии вдруг заиграл всеми красками единственный мелодический мотив — каждый раз по-разному. Великий пианист-виртуоз, Шопен не делает здесь никаких головоломных пассажей, чтобы не отвлекать внимание от красоты переливающихся гармонических созвучий. Но, смотрите, когда в предпоследнем такте нашего примера в мелодии наступает маленькое ритмическое оживление, гармония, наоборот, целый такт стоит на одном аккорде, чтобы не отвлекать от мелодии. В гениальных произведениях разные средства выразительности умеют вовремя уступать друг другу место.

Мы познакомились с новым средством музыкальной выразительности — гармонией.

Гармония — это многоголосная музыкальная краска, которую создают аккорды.

Особое выразительное значение гармония приобретает в сказочных музыкальных образах, где необычные созвучия помогают изобразить нереальный, волшебный мир сказки.

Мир сказочных эльфов изображён в оркестровой увертюре Феликса Мендельсона «Сон в летнюю ночь». Вот так он услышал образ смешного, угловатого весёлого эльфа Пака. (Звучит фрагмент).

А вот ещё две музыкальных сказки — пьесы «Нянина сказка» и «Баба Яга» из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского. Как вы думаете, какой из этих двух примеров про Бабу Ягу? (Звучат фрагменты).

Николай Андреевич Римский-Корсаков — великий мастер музыкальной сказки. «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Кащей бессмертный» — все эти сказочные оперы написал Римский-Корсаков. Вот как звучит оркестровое вступление ко второй, волшебной картине его оперы-былины «Садко». Послушайте таинственные, необычные сочетания аккордов: (звучит фрагмент).

В музыкальных сказках гармония часто становится важнее мелодии. Но не только сказочные образы доступны гармонии. Вспомните, как в прелюдии Шопена гармония выражает тончайшие смены настроения. Гармония может быть задумчивой, а может быть озорной. Интересно, неожиданно и разнообразно использует гармонию Прокофьев в цикле фортепианных пьес с необычным названием «Мимолётности». Вот фрагменты двух пьес этого цикла — первой и пятнадцатой.

Музыка первой «Мимолётности» похожа на проплывающие в небе облака с их неуловимо меняющимися формами. Так же неуловимо и причудливо скользит гармония от аккорда к аккорду.

А пятнадцатая пьеса — забавная «страшилка». Острые аккордовые «колючки» — диссонансы — слегка пугают, но больше смешат.

Прокофьев — композитор ХХ века. В начале ХХ века произошла «революция» выразительных средств в музыке. И Прокофьев был одним из первых «музыкальных революционеров». Вы, наверно, заметили, что его музыка очень отличается от наших предыдущих примеров из музыки XVIII и XIX веков. Композиторы ХХ века стали смелее использовать диссонансы и другие необычные средства музыкальной выразительности — например, кластеры (от английского «cluster» — «гроздь»). Опустите ладонь на клавиатуру и послушайте гармоническое пятно, звучащее под ладонью. Это и есть кластер. Он немножко похож на шумовой звук ударного инструмента. Но это тоже гармония!

Диссонанс — «колючее», неприятное на слух созвучие, обладающее, тем не менее, своеобразной яркой выразительностью. Основу диссонансов составляют секунды, септимы и тритоны.

Консонанс — спокойное, приятное на слух созвучие, основанное на терциях, квинтах, октавах. Консонансы хороши в тихой, спокойной музыке, но в драматических или комических образах одними консонансами не обойтись.

Кластер — гармоническое «шумовое пятно», образованное одновременным звучанием нескольких соседних звуков.

Присутствие гармонии ощутимо в любом произведении. В самых высших, самых гармоничных своих проявлениях она воздействует как непрерывно струящийся свет, в котором, несомненно, присутствует отблеск неземной, божественной гармонии. Произведения, отмеченные знаком такой «высшей» гармонии, есть у многих композиторов — у Баха и Моцарта, Шуберта и Брамса. В таких произведениях течение музыки несет печать возвышенного покоя и равновесия. Это не означает, конечно, что в них отсутствует драматическое развитие, не ощущается горячий пульс жизни.

В музыке вообще редко возникают абсолютно безмятежные состояния. Выдающийся пианист В. Софроницкий верно заметил: «Настоящее великое искусство — это раскаленная, кипящая лава, а сверху — семь броней». В его словах заключена мысль о том, что в подлинном искусстве покой и равновесие свидетельствуют скорее о присутствии духа, о могучей сдерживающей воле, чем о неомраченной безмятежности.

И все же музыке известны гармоничные просветленные состояния, далекие от конфликтности, пронизанные светом и покоем. Одно из таких произведений Прелюдия до мажор И. С. Баха, открывающая его фортепианный цикл «Хорошо темперированный клавир».

Вслушаемся в звучание Прелюдии до мажор. Отчего ее музыка кажется такой светлой, такой умиротворенной, отрешенной от всего мелкого, суетного? Наверное, прежде всего этому способствует характер музыкального течения: негромкий, неторопливый, не содержащий никаких срывов и неожиданностей. Ничто в прелюдии не меняет первоначально избранного движения — ни ритм, равномерно пульсирующий от начала до конца произведения, ни фактура, столь же неуклонно «распевающая» каждый аккорд по звукам … И лишь гармония бесконечно колеблется, мерцает, оборачиваясь то мажорными, то минорными созвучиями, то чуть омрачаясь неустойчивыми аккордами, то вновь умиротворяясь. В этих чуть уловимых мерцаниях, в этой игре созвучий со всей очевидностью обнаруживает себя движущая сила гармонии, построенная на противоположности светлого и затемненного, зыбкого и твердого, печального и радостного.

 

Вопросы и задания:
  1. Что такое гармония, какую роль она играет в музыке?
  2. В каких музыкальных образах гармония бывает важнее мелодии, почему?
  3. Что такое консонанс и диссонанс? Какова их выразительная роль в музыке?
  4. Какие новые особенности появились у гармонии в ХХ веке? Что такое кластер?
  5. К каким явлениям жизни или искусства ты применил бы слово «гармония»? Назови гармоничные и дисгармоничные здания, улицы, предметы, которые окружают твою жизнь.


Презентация

В комплекте:
1. Презентация — 16 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Римский-Корсаков. Фрагмент из оперы «Садко», mp3;
    Чайковский. «Баба Яга» из «Детского альбома», mp3;
    Чайковский. «Нянина сказка» из «Детского альбома», mp3;
    Шопен. Прелюдия №4 ми минор, op.28 мелодия (фрагмент), mp3;
    Шопен. Прелюдия №4 ми минор, op.28, mp3;
    Бах. Прелюдия. До мажор. ХТК, mp3;
    Мендельсон. Фрагмент из увертюры «Сон в летнюю ночь», mp3;
    Прокофьев. Мимолетности, op.22 № 1, mp3;
    Прокофьев. Мимолетности, op.22 № 15, mp3;
3. Сопроводительная статья, docx.

гармония — это… Что такое гармония?

  • ГАРМОНИЯ — (греч. harmonia, от harmoso приводить в порядок). 1) музыкальное созвучие, согласование, учение об отношениях между интервалами, гаммами, об аккордах, модуляциях в проч. 2) соразмерность частей с целым и между собой в художественных произведениях …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ГАРМОНИЯ — ГАРМОНИЯ, гармонии, жен. (греч. harmonia). 1. Часть теории музыки, учение о правильном построении созвучий в композиции (муз.). «Музыку я разъял, как труп, поверил я алгеброй гармонию.» Пушкин. 2. Благозвучие, стройность и приятность звуков… …   Толковый словарь Ушакова

  • Гармония — (Harmonia, Αρμονία). Дочь Арея и Афродиты, жена Кадма. В день своей свадьбы она получила от Кадма ожерелье, приносившее несчастье всем, кому оно доставалось. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А …   Энциклопедия мифологии

  • гармония — и, ж. harmonie f., пол. harmonia &LT;, лат. harmonia. 1. Точный порядок, соразмерность, соотносительность, стройность всех частей целого. Сл. 18. Может быть единственно от того мы и не постигаем нравственной гармонии, что она есть высочайшая,… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ГАРМОНИЯ — (греч. harmonia – связь, соразмерность) созвучие, согласие, соответствующая эстетическим законам согласованность частей в расчлененном целом. Идея гармонии лежала еще в основе пифагорейской идеи гармонии сфер, она продолжает существовать в… …   Философская энциклопедия

  • гармония — 1. ГАРМОНИЯ, и; ж. [от греч. harmonia связь, созвучие, соразмерность] 1. Выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия и на их взаимосвязи и последовательности; раздел теории музыки и учебный предмет, изучающий эти… …   Энциклопедический словарь

  • Гармония —  Гармония  ♦ Harmonie    Благостное или приятное для восприятия согласие множества элементов, существующих одновременно, но независимо один от другого. Например, музыкальный аккорд есть согласие нескольких звуков (в отличие от мелодии,… …   Философский словарь Спонвиля

  • гармония — Созвучие, согласие, симфония, лад. Ср. согласие …   Словарь синонимов

  • Гармония — (Анапа,Россия) Категория отеля: 2 звездочный отель Адрес: Улица Крымская 170, Анапа, Россия …   Каталог отелей

  • ГАРМОНИЯ — ГАРМОНИЯ, область выразительных средств музыки, основанных на объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении. Гармония строится по определенным законам лада в многоголосной музыке любого склада гомофонии,… …   Современная энциклопедия

  • ГАРМОНИЯ — (греч. harmonia связь стройность, соразмерность), соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В древнегреческой философии организованность космоса, в противоположность хаосу. В истории эстетики… …   Большой Энциклопедический словарь

  • гармония — Викисловарь

    Морфологические и синтаксические свойства

    падеж ед. ч. мн. ч.
    Им. гармо́ния гармо́нии
    Р. гармо́нии гармо́ний
    Д. гармо́нии гармо́ниям
    В. гармо́нию гармо́нии
    Тв. гармо́нией
    гармо́ниею
    гармо́ниями
    Пр. гармо́нии гармо́ниях

    гар-мо́-ни·я

    Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

    Корень: -гармон-; суффикс: -иj; окончание: [Тихонов, 1996].

    Произношение

    • МФА: [ɡɐrˈmonʲɪɪ̯ə] 

    Семантические свойства

    Значение
    1. взаимное соответствие, согласованность в сочетании чего-либо ◆ Это была красота старого конного строя, гармония изящных всадников, грациозных лошадей и блестящей одежды. П. Н. Краснов, «От Двуглавого Орла к красному знамени (книга 1)», 1922 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Эта гармония формы, красок и мастерства выполнения и есть дар, присущий великому творцу. Е. И. Рерих, «Письма в Европу», 1931–1935 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    2. муз. согласованность, стройность звучания; благозвучие ◆ Виолончель с фортепьяно ― это такая божественная гармония, что вечно бы слушал ее и не наслушался, особенно, когда они вдвоем исполняют эту волшебную серенаду. Т. Г. Шевченко, «Музыкант», 1855 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    3. муз. раздел теории музыки, изучающий способы и правила построения и взаимосвязи аккордов ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
    4. лингв. в ряде языков — уподобление по палатальности гласных звуков в слове корневому гласному; сингармонизм ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
    5. муз. клавишно-пневматический музыкальный инструмент с раздвижными мехами и двумя планками по бокам с клавиатурой для обеих рук ◆ Когда бутылки наполовину пустели, студенты начинали петь, играть на гармонии и кого-нибудь посылали за Райко, который считался специалистом по бубну. Л. Н. Андреев, «Иностранец», 1901 г. (цитата из Викитеки)
    Синонимы
    1. частичн.: согласованность, соразмерность, стройность
    2. благозвучие
    Антонимы
    1. дисгармония, диссонанс
    2. диссонанс
    Гиперонимы
    Гипонимы

    Родственные слова

    Этимология

    Происходит от др.-греч. ἀρμονία «скрепление, связь; соразмерность, стройность», далее из ἁρμός «связь, скрепление, паз» (восходит к праиндоевр. *ar- «сочетаться»). В ряде европейских языков слово заимств. через лат. harmonia. Русск. гармония (стар. армония) — у Ф. Прокоповича, заимств. через польск. harmonia из лат. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    взаимное соответствие, согласованность
    • Азербайджанскийaz: uyğunluq; harmoniya
    • Албанскийsq: harmoni
    • Английскийen: harmony
    • Армянскийhy: ներդաշնակաղիտություն, հարմոնիա
    • Белорусскийbe: гармонія ж.
    • Венгерскийhu: harmónia
    • Вилямовскийwym: harmonii
    • Галисийскийgl: harmonía ж.
    • Греческийel: αρμονία ж., αρμονικότητα
    • Грузинскийka: ჰარმონია
    • Датскийda: harmoni
    • Идишyi: האַרמאָניע ж.
    • Идоиio: harmonio
    • Интерлингваиia: harmonia
    • Испанскийes: armonía ж.
    • Итальянскийit: armonia ж.
    • Казахскийkk: жарасым; үйлесімділік; келісушілік
    • Каталанскийca: harmonia
    • Киргизскийky: гармония
    • Китайский (упрощ.): 和諧, 和谐 (héxié), 和睦 (hémù)
    • Крымскотатарскийcrh: aenklik
    • Латинскийla: harmonia ж.
    • Латышскийlv: harmonija ж.
    • Лимбургскийli: zaamklank
    • Литовскийlt: harmonija ж.
    • Македонскийmk: хармонија ж.
    • Немецкийde: Harmonie ж.
    • Нидерландскийnl: harmonie
    • Норвежскийno: harmoni
    • Осетинскийos: гармони
    • Польскийpl: harmonia
    • Португальскийpt: harmonia ж.
    • Румынскийro: armonie
    • Сербскийsr (кир.): хармонија ж.
    • Словацкийsk: harmónia ж.
    • Словенскийsl: harmonija
    • Таджикскийtg: хушоҳангӣ, хушнавоӣ
    • Татарскийtt: ярашлык, төзекле
    • Турецкийtr: uyum
    • Туркменскийtk: sazlaşyk
    • Узбекскийuz: garmoniya, oʻzaro moslik
    • Украинскийuk: гармонія ж.
    • Финскийfi: sopusointu, harmonia
    • Французскийfr: harmonie ж.
    • Хорватскийhr: harmonija ж.
    • Чешскийcs: harmonie, soulad
    • Шведскийsv: harmoni
    • Эсперантоиeo: harmonio
    • Эстонскийet: harmoonia, kooskõla
    • Якутскийsah: дьүөрэлэһии; табыллыы

    Библиография

    Морфологические и синтаксические свойства

    гармония

    Существительное.

    Корень: .

    Произношение

    Семантические свойства

    Значение
    1. гармония; стройность звучания; благозвучие ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
    Синонимы
    Антонимы
    Гиперонимы
    Гипонимы

    Родственные слова

    Ближайшее родство

    Этимология

    От ??

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Библиография

    Морфологические и синтаксические свойства

    гармония

    Существительное.

    Корень: .

    Произношение

    Семантические свойства

    Значение
    1. гармония; стройность звучания; благозвучие ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
    Синонимы
    Антонимы
    Гиперонимы
    Гипонимы

    Родственные слова

    Ближайшее родство

    Этимология

    От ??

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Библиография

    Морфологические и синтаксические свойства

    гармония

    Существительное.

    Корень: .

    Произношение

    Семантические свойства

    Значение
    1. гармония; стройность звучания; благозвучие ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
    Синонимы
    Антонимы
    Гиперонимы
    Гипонимы

    Родственные слова

    Ближайшее родство

    Этимология

    От ??

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Библиография

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о